Защита прав ребенка
ВНИМАНИЕ! РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ "СТРАТЕГИЯ ПОНИМАНИЯ"
Стратегия разития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ставит задачу обеспечить поддержку семейного воспитани на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей. С этой целью продолжает работу образовательный проект МБУ ДПО ЦРО "Родительский всеобуч. Стратегия понимания". Предлагаем Вам график мероприятий на 1 квартал 2023 года.
В дошкольном образовательном учреждении реализуется право ребенка на образование, гарантированное государством.
- С позиции Конвенции право на образование включает в себя следующие аспекты:
- Возможность посещать образовательное учреждение;
- Создание условий для образовательной деятельности
- Содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе;
- Отношения между участниками образовательного процесса, основанного на уважении человеческого достоинства.
Рассмотрим, как это право реализуется в системе дошкольного образования. Система дошкольного образования в настоящее время представляет гибкую дифференцированную сеть дошкольных образовательных учреждений. Они оказывают образовательные услуги, ориентированные на различные группы населения, имеющие детей в возрасте от 1 до 7 лет.
Для обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения родительская плата составляет 20% от стоимости содержания ребенка в ДОУ. Кроме того, введены льготы многодетным семьям- оплата за пребывания ребенка составляет 50%. Бесплатно посещают дошкольные учреждения дети – инвалиды.
Несмотря на сложное финансовое положение, в детских садах созданы условия, которые в целом отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.
С целью обеспечения качества образования в дошкольных учреждениях используются программы и педагогические технологии, рекомендованные государственными органами управления образованием, а так же авторские разработки и программы, утвержденные экспертным советом.
Все комплексные и парциальные программы, а также предлагаемые авторами педагогические технологии, реализующие поставленные в этих программа задачи, направлены на достижение в ДОУ следующих прав ребенка:
- Право на охрану здоровья (закреплено в ряде нормативных документов органов образования, здравоохранения и СЭС как норм питания, режима, физической культуры, санитарно-гигиенических условий содержания детей);
- Право на игру, отдых и развлечения;
- Право на занятие искусством;
- Право на сохранение своей индивидуальности.
Для того, чтобы сохранить или улучшить здоровье ребенка в самый ответственный период его жизни, необходима каждодневная работа в семье и ДОУ. Кроме того, в Законе «Об образовании» указанно, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Ориентация на ребенка, его физическое и психическое здоровье, личностные качества стала ведущим направлением работы ДОУ.
Определенный уровень охраны здоровья детей, а точнее, уровень стабилизации его состояния обеспечивается традициями системы дошкольного образования. Оздоровительные и лечебные процедуры органично включаются в процессы ухода, воспитания и даже обучения, поэтому осуществляются порой эффективнее, чем в медицинских учреждениях.
Качественному улучшению здоровья детей способствуют следующие факторы:
- совершенствование содержания образовательного процесса (многие ДОУ работают по новым образовательным программам и педагогическим технологиям, выводящим на варианты личностно - ориентированного образования детей с учетом особенностей их развития, предусматривающим широкую дифференциацию их воспитания и обучения);
- правильная организация педагогического процесса (стремление не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка и т. д.);
- использование нетрадиционных мероприятий (динамический час, дни здоровья, детский туризм, спортивные игры и развлечения, малые спартакиады и олимпиады и др.).Практика показывает, что именно в дошкольном возрасте работа по сохранению и укреплению здоровья детей и коррекция различных недостатков в их развитии особенно эффективны, дает положительную динамику и хорошие результаты.
В детском саду ребенок может и должен играть. Для этого разработаны программы и методические рекомендации по организации и руководству игровой деятельности. Но, к сожалению, 86 % педагогов признают тот факт, что игра фактически «ушла» из детского сада. Воспитатели недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, используя, как правило «школьные» технологии. Однако о значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций в документах международного права (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.Право ребенка на игру должно соблюдаться и в каждой семье. Но родители думают, что ребенок должен играть самостоятельно, а их задача приобретать для него игрушки. Однако ребенок не проявляет к ним интереса. Гораздо охотнее играет на компьютере или смотрит телевизор. А родители считают, что компьютерные игры могут решить все задачи, связанные с развитием ребенка. Необходимо стимулировать в дошкольном детстве именно игровую деятельность, полноценное развитие которой становится возможным лишь при условии двухсторонних усилий в этом направлении семьи и детского сада.
Таким образом, в настоящее время право на образование, провозглашенное Конвенцией о правах ребенка, соблюдается в неполной мере, а для детей, которые не посещают ДОУ, зачастую не соблюдается вовсе. Это связанно с нерешенностью ряда экономических, педагогических и управленческих проблем, как в самой системе дошкольного образования, так и в обществе в целом.
Так же в дошкольных учреждениях реализуется право ребенка на защиту и помощь. Анализ состояния дел на местах по соблюдению прав ребенка в ДОУ представляет сложившуюся ситуацию в достаточно благоприятном свете. До настоящего времени в России не зарегистрировано ни одного случая привлечения работников ДОУ к судебной ответственности за совершение по отношению к ребенку каких бы то ни было форм насилия. Но воспитатели не преднамеренно игнорируют ряд направлений в работе с детьми. В первую очередь это связанно с тем, что с каждым годом в массовой практике детских садов появляются все больше «проблемных» детей. К ним относятся дети с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность), эмоционально-личностными расстройства (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность), которые в той или иной степени обнаруживаются у каждого ребенка.
Жестокое обращение с детьми.
Основные факты
- Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию.
- Одна из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались актам сексуального надругательства.
- Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны.
- Жестокое обращение с детьми можно предотвращать — для этого необходим многосекторальный подход.
- С помощью эффективных программ по предотвращению можно поддерживать родителей и прививать им позитивные навыки воспитания детей.
- Непрерывная забота о детях и семьях может способствовать снижению риска повторного жестокого обращения и минимизации его последствий.
Жестокое обращение с детьми – это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них. Оно охватывает все типы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти. Насилие со стороны сексуального партнера также иногда считается формой жестокого обращения с детьми.
Масштабы проблемы
Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает. Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода.
Оценки зависят от следующих аспектов:
- применяемые определения жестокого обращения с детьми;
- изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
- статистический охват и качество официальных статистических данных;
- охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.
Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства.
По оценкам, ежегодно происходит 34 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.
В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.
Последствия жестокого обращения!
Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:
- совершение насилия или становление жертвой насилия;
- депрессия;
- курение;
- ожирение;
- сексуальное поведение высокого риска;
- незапланированная беременность;
- вредное употребление алкоголя и наркотиков.
В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.
Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.
Факторы риска
Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.
Ребенок
Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:
- ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
- нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
- ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.
Родители или воспитатели
Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:
- трудности, связанные с новорожденным;
- оставление ребенка без внимания;
- подвергание жестокому обращению в детстве;
- неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
- вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
- вовлеченность в преступную деятельность;
- испытываемые финансовые трудности.
Взаимоотношения
Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:
- проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
- разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
- изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
- отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.
Сообщество и социальные факторы
Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:
- гендерное и социальное неравенство;
- отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
- высокие уровни безработицы и нищеты;
- легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
- ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
- социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
- социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.
Нормативно-правовые документы о защите прав детей
Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования (ст.24).Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
Закон РФ "Об образовании" утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства" (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника" (ст. 56).
Закон РФ "О защите прав детей" гласит:
- "жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены" (ст. 14).
С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс Российской Федерации.
Принятие нового Семейного кодекса связано, в первую очередь, с коренными изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, какими являются брак и семья. Регулирование семейных отношений приведено в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах Семейного кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе его подготовки законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными.
Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев.
Одной из важных тенденций нового кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект "родительской власти". Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:
- жить и воспитываться в семье;
- знать своих родителей (насколько это возможно);
- право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами);
- на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55);
- на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет- в суд (ст. 56);
- выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57);
- на имя и фамилию (ст. 58);
- на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60).
Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69-72). Восстановление родительских прав допускается только при наличие согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. 73-76). Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77).
Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов (ст. 61-69).
Принятие Семейного кодекса вызвало необходимость внесения ряда новых документов относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Среди них следует отметить Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, отставших без попечения родителей". Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" и ряд других документов. В этих документах правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенка.
Одной из крупных законодательных мер явилось принятие Федерального закона от 21.12.96 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права. В работу должны включаться все поколения семьи, участвующие в воспитании ребенка. Целью является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть, и за то, что они есть.
Постановление Правительства РФ № 919 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей" нацелено не создание условий для устройства детей на воспитание в семье. Федеральный закон № 44-ФЗ от 16.04.01 г. "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" устанавливает порядок и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Получил необходимую нормативно-правовую базу институт "приемная семья". Принято к исполнению Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г. № 829. В нем определены порядок организации приемной семьи, условия передачи детей в такую семью, права и обязанности приемных родителей, гарантии прав ребенка, передаваемого на воспитание, материальное обеспечение приемной семьи. Разработана и прилагается к Положению форма договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, который служит правовой основой для образования приемной семьи.
В 2000 г. внесено изменение в Семейный кодекс РФ, которым в число возможных форм устройства детей-сирот включен детский дом семейного типа. Постановлением Правительства РФ от 19.03.01 г.№ 195 "О детском доме семейного типа" утверждены Правила организации детского дома семейного типа.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей. Он создается по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Федеральным законом от 13. 01. 96 г. № 12-ФС внесены принципиальные изменения и дополнения в Закон РФ 1992 г. "Об образовании", которые, в частности, касаются детей-сирот. Так, предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, успешно сдавшие вступительные экзамены в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего образования, принимаются в эти образовательные учреждения вне конкурса (ст. 16, п. 3).
Нормативно-правовые документы, касающиеся различных форм поддержки благосостояния детей и семей с несовершеннолетними детьми.
Например, внесены изменения в федеральный закон "О государственных пособиях граждан, имеющих детей". Увеличен размер ежемесячного пособия на детей одинокой матери (Федеральный закон от 30.12.96 г. № 162-ФЗ).
Законодательно закреплено усиление ответственности родителей за детей. Так, Гражданским кодексом РФ (во II части введена с 1. 03. 96 г.) согласно ст. 1075 на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним детям в течение 3-х лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причины вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
В субъектах Российской Федерации активно осуществляется законодательная деятельность по следующим направлениям:
- охрана семьи, материнства и детства;
- социальная поддержка детей с особыми проблемами;
- социальная защита прав детей;
- трудоустройство несовершеннолетних.
В Национальной доктрине образования РФ, принятой Всероссийским совещанием работников образования (14-15.01.2000 г.) и одобренной Правительством РФ определяются цели воспитания и обучения, пути их достижения до 2025 г. Среди основных задач государства в сфере образования одной из приоритетных указано создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей.
Несмотря на довольно большое число нормативных актов, принятых за последние годы, и их разносторонность, сохраняется актуальность совершенствования правовых норм, обеспечивающих права семей и детей-сирот, правового закрепления механизмов их реализации.
Необходимы законодательные документы, определяющие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на государственную социальную поддержку, усиление социальных выплат и льгот.
Введение Семейного кодекса не решило полностью проблему устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью. Сохраняет актуальность обращение по поводу насилия в семье со стороны родителей, лиц, их заменяющих, воспитателей в интернатных учреждениях.
Необходимо законодательно закрепить новые принципы и механизмы предоставления социальной помощи семьям с детьми, включая пособия на детей.
В законодательстве РФ сохраняются нормы, неадекватные сложным социально-экономическим условиям в стране и неспособные предотвратить их негативное воздействие на семью и ребенка, что ведет к увеличению размеров социального сиротства.
Законодательством не установлена в полной мере ответственность взрослых за нарушением прав ребенка на неприкосновенность его личности, за посягательства на его честь и достоинства. Наблюдается рост проявления жестокого обращения с детьми. Некорректные приемы воспитания, психическое и физическое насилие встречаются и в семьях, и в учебно-воспитательных учреждениях.
Должны быть приняты акты, как полностью посвященные детям и семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе.
Не приняты нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов:
- обеспечения правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях "замещающей", в частности патронатной семьи;
- создания системы государственного социального обслуживания семьи и детей;
- квотирования рабочих мест для детей-сирот, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу детей-сирот;
- создания системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;
- защиты прав при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье и др.
Нормативно-правовые основы, регламентирующие права, обязанности и ответственность родителей за обучение и воспитание детей
За последние годы законодательство по вопросам обеспечения и охраны прав детей претерпело значительные изменения. Приняты Семейный кодекс Российской Федерации (принят 8.12. 1995 г., вступил в силу с 1. 03. 1996 г., № 223-ФЗ.), Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят 4. 12. 1996 г., вступил в силу с 27. 12. 1996 г., а в полном объеме- с 1.01. 1998 г., №159-ФЗ), Федеральный закон "Об образовании (принят 10. 07. 1992 г., в новой ред. 13. 01. 1996 г., вступил в силу в новой ред. 23. 01. 1996 г., № 12-ФЗ), внесены изменения в Жилищный и Гражданско-процессуальный кодексы, введены специальные нормы в новые Гражданский и Уголовный кодексы, принято большое количество различного рода подзаконных актов. Таким образом, нельзя не отметить внимания законодателя к вопросам охраны прав детей. Позитивным является также и то, что новое российское законодательство разработано с учетом норм международного права, в том числе Конвенции о правах ребенка (принята 20.11.1989 г., ратифицирована 15. 09. 1990г.).
Итак, на сегодняшний день права, обязанности и ответственность родителей или законных представителей детей регламентированы Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании". Типовым положением об общеобразовательном учреждении с учетом положении Всеобщей декларации прав человека.
В связи с правовыми нормами, изложенными в перечисленных законах и положениях, родители (законные представители) имеют право согласно:
- ст. 50, п. 7 Закона РФ "Об образовании" (ЗОО) - на получение их детьми впервые бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования в ОУ в пределах государственных образовательных стандартов;
- ст. 63, п. 1 Семейного кодекса РФ (СК) - преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
- ст. 52, п. 3 - дать ребенку начальное общее, основное общее в семье.
Статья 52, п. 1. (ЗОО) предоставляет родителям возможность выбора:
- формы образования (в ОУ, в семье, самообразование, экстернат, сочетание различных форм образования);
- образовательного учреждения;
- защиты законных прав и интересов ребенка;
- дополнительных (в т. ч. платных) образовательных услуг (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов, дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и др. услуги) за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
В случае задолженности у ребенка по двум и более предметам у родителей есть возможность согласно ст. 17, п.4 (300) выбора формы продолжения образования:
- повторное обучение (в том же классе);
- в классе компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся;
- обучение в форме семейного обучения.
Статья 15, п. 7 (ЗОО) предоставляет возможность родителям ознакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся, уставом ОУ, другими локальными актами ОУ.
Статья 19, п. 16 (ЗОО) регламентирует взаимоотношения между подростком и местными органами управления и образования. Так, по взаимному согласию с местными органами управления образования при достижении обучающимся 15 лет, ребенок может оставить ОУ до получения им основного общего образования.
В статье 50, п. 10 (ЗОО) содержатся нормы, регулирующие перевод детей в другие образовательные учреждения. По согласованию с органами управления образованием и заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий дети могут быть направлены в специальные (коррекционные) ОУ.
В статье 19, п. 7 (ЗОО) говорится о том, кто имеет право на государственные пособия. Итак, пособия выделяют:
- на детей малообеспеченным семьям;
- многодетным и одиноким матерям (отцам);
- инвалидам с детства;
- на детей военнослужащих срочной службы;
- на несовершеннолетних детей, в период розыска их родителей.
Статья 65 Семейного кодекса запрещает родителям пренебрежительное жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители согласно статье 69 Семейного кодекса не имеют право на:
- отказ без уважительной причины взять своего ребенка домой из лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной зашиты или из других аналогичных учреждений;
- принуждение или поощрение употребления ребенком табака, алкоголя, токсических, наркотических веществ;
- умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья супруга;
- уклонения от содержания своих детей, (в т. ч. злостное уклонение от уплаты алиментов);
- принуждение или поощрение противоправных действий со стороны своих детей, вовлечение их в преступную деятельность;
- злоупотребление своими родительскими правами.
Статья 52, п. 44 определяет ответственность родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) следующим образом: "родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования, ликвидацию обучающихся академической задолженности в течение следующего учебного года".
Таким образом, ответственность родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) наступает в административном, гражданском и уголовном порядке, если они нарушают статьи, которые изложены выше. Однако ненадлежащий контроль за выполнением законодательных актов и даже их полное игнорирование, отсутствие мер наказания за несоблюдение прав, обязанностей и ответственности родителей за обучение и воспитание детей - все это приводит к тяжелой ситуации увеличения "трудных" детей, "социальных" сирот, беспризорных и безнадзорных, наркоманов и токсикоманов.
Действующие законодательные нормы носят, в основном декларативный характер. Провозглашая достаточно широкий объем прав ребенка, законодатель не создал механизм их реализации. Причем проблемы кроются, как правило, не в отсутствии нужного закона, а в системе организации работы правоохранительных и правоприменительных органов (суды, прокуратура, судебные приставы, милиция, органы опеки и попечительства и т. п.)
Защита интересов детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны матерей
Современное законодательство (Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании) предусматривает ряд новых правовых положений, позволяющих оказывать помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях в семье. В соответствии с Семейным кодексом (ст.56) ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их замещающими), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Таким образом, действующее законодательство предусматривает защиту интересов ребенка в обязательном порядке, возлагая исполнение этой нормы на органы опеки и попечительства.
Права и обязанности родителей также строго регламентированы Семейным кодексом. Согласно ст. 63 родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Статья 65 регламентирует осуществление родительских прав, при этом отмечается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
В качестве некоторых мер защиты детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны матерей, включающих в себя профилактику агрессивных криминальных действий в отношении детей являются:
- ограничение родительских прав в соответствии со ст. 73 Семейного кодекса;
- лишение родительских прав в соответствии со ст.69 Семейного Кодекса;
- отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса;
- госпитализация матери, пребывание с которой представляет для ребенка опасность в недобровольном порядке в соответствии с Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
Норма ограничения родительских прав лиц с психическими расстройствами применяется в том случае, если оставление с ними ребенка является опасным для последнего (статья 73 Семейного кодекса). С учетом интересов ребенка суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей без лишения их родительских прав.